В 1980 году директором школы стал Корниенко Владимир Федорович, который начал свою работу с преобразований: были снесены два одноэтажных ветхих здания («лягушатники»), находившихся в школьном дворе, в которых размещались библиотека, спортзал, классы для групп продленного дня. Пребывание в этих помещениях было опасно для жизни.К основному зданию школы были пристроены целые корпуса: классные комнаты для старшеклассников, огромный спортзал, столовая, актовый зал, библиотека.
Открылось школьное ателье, руководимое Ерофеевой Мариной Александровной. Старшеклассницы шили детскую одежду: сарафанчики, платьица, юбочки, кофточки – и продавали их населению, устраивали ярмарки и выставки. Выпускницы получали профессию швеи-мотористки.
Открылась школа искусств под руководством супругов Сидоренко – Юлии Викторовны (бывшая ученица школы Третьяк Юля) и Степана Андреевича. Созданные детьми картины, поделки, батики были размещены в школьной галерее (переход между корпусами).
Работы учащихся занимали призовые места не только в конкурсах, проводимых в Белой Калитве, Ростове-на-Дону, но и за рубежом, в Германии. Картины, витражи, созданные преподавателями школы искусств, были украшением здания школы и ее помещений: актового зала, столовой, спортзала, классных комнат.
Работал Кукольный театр «Буратино». Руководила им долгие годы Брыкалина Екатерина Васильевна (учитель истории), которая поддерживала тесную связь с режиссером театра кукол в Москве С.Образцовым. Школьники выезжали со своими спектаклями в детские сады, на предприятия, в ближайшие хутора. Неоднократно коллектив награждался грамотами.
Появился первый компьютерный класс с комплектом «Электроник», ребята творили чудеса, осваивая эту мудрую технику вместе с преподавателем математики и информатики Корниенко Валентиной Николаевной. Трудно понять, кто кого больше учил в тот начальный этап освоения электроники. Благо в школе всегда были ученики-звездочки: Тупало Дима, Дубинин Ваня, Никул Женя, Никул Вова, Петров Андрей, Богданов Саша и многие другие, которые всегда были надежной опорой для своего учителя. Менялись поколения компьютерной техники (Спектрумы,Мазовии, Пентиумы и пр.) Неизменным оставался интерес и творчество в освоении новых устройств и программ.
Славилась школа и спортивными достижениями. Ребята, когда не было еще настоящего спортзала , вечерами тренировались по бегу и прыжкам в коридоре первого этажа старой школы, но добивались высоких результатов в соревнованиях различного уровня, даже в городе Ленинграде. Бесспорно, заслуга в этом была молодого учителя физкультуры Соколовского Анатолия Петровича.
Ежегодно в Луке проводилась военно-спортивная игра «Зарница», где соревновались пионерские отряды в различных конкурсах: полоса препятствий, конкурс «Боевых листков», лучший походный обед и пр. Сколько незабываемых впечатлений оставляли эти игры на природе!
Прививая любовь к своей малой родине учителя часто ходили с детьми в походы. Считалось, что только в такой обстановке можно хорошо узнать детей и наладить с ними доверительные отношения, так необходимые потом в обучении и воспитании. Иногда это были дальние походы: в зимний сосновый лес на противоположном берегу Донца(группа продленного дня с Корниенко В.Н.), в Чернечи, в Наумовку, к шлюзам(восьмиклассники с Приходько Л.Н.)… Иногда это были походы с ночевкой(Корниенко В.Ф и Соколовский А.П. со старшеклассниками), чему ребята были рады безмерно! Костер в ночи! Песни под гитару! Не смолкающие до утра разговоры в палатках! До сих пор воспоминания о них волнуют всех бывших участников таких походов.
Часто на каникулах совершались экскурсии по стране (СССР): Ростов-на-Дону, Вешенская, Волгоград, Астрахань, Москва, Одесса, Киев, Сухуми,…
Но школьники могли не только хорошо отдыхать, но и работать. Трудовую практику проходили на участке близ Донца, выращивая овощи: помидоры, огурцы, свеклу, тыкву…Каждый год учащиеся вместе с учителями помогали колхозам и совхозам не только в прополке сельскохозяйственных культур, но и в уборке урожая (переправляясь на лодке через Донец, собирали помидоры, капусту;) Рвали вишни, яблоки, абрикосы, работая в фруктовом саду, делали компоты и варили варенье из них для школьной столовой. Собирали и сушили шиповник для аптек.
На удивление многим школа занималась и разведением тутового шелкопряда. Трудоемкое и хлопотное это дело! Но каждый класс заготавливал нужное количество веников из шелковицы( тютины) для кормления червей, становившихся с каждым днем все прожорливее.
Хорошо была организована шефская работа(старшие классы помогали малышам, сильные в учебе – слабым), тимуровское движение, когда дети помогали ветеранам ВОВ и старым людям.
Школа жила интересной и насыщенной жизнью. Не случайно ее пионерская дружина имени Зои Космодемьянской считалась лучшей в районе. И немалая заслуга в этом старшей вожатой Юрчук Ирины Федоровны.
Это лишь небольшие фрагменты из жизни школы этого периода. Рады будем получить рассказы от бывших участников других событий.